Существует несколько подходов к коллекционированию вина. Кто-то собирает просто великие напитки, кто-то отдаёт предпочтение одному определённому производителю, шато, марке, сорту винограда или даже винтажу (году урожая).
Но на аукционах отдельно выделяются два подхода – «горизонтальное» и «вертикальное» коллекционирование.
Эти термины связываются с одной конкретной маркой, производителем (шато) или винтажем вина. Разберём их значение немного подробнее.
Горизонтальная коллекция вина
Горизонтальная коллекция вина – это несколько бутылок одного производителя, одной марки и одного года. То есть, по сути, идентичных. Самая простая горизонтальная коллекция вина – это две одинаковых бутылки.
Однако профессиональный подход подразумевает представление горизонтальной коллекции вина не как двух (или большего количества) одинаковых бутылок, а собрание бутылок всех возможных объёмов, выпущенных данным производителем в указанный год. Проще пояснить на примере. Производитель Petrus выпускает три основных типа бутылок вина – стандартная, магнум и иеровоам (0,75 л, 1,5 л и 3 л соответственно). Горизонтальная коллекция Petrus – это три бутылки одного винтажа, но разных объёмов.
Горизонтальную коллекцию собрать достаточно просто. Особенно если покупать вино непосредственно сразу после релиза. Например, многие профессиональные коллекционеры заключают договора с производителями (шато), приобретая напитки, как только они покидают подвал после выдержки.
Вертикальная коллекция вина
«Вертикальный» подход к коллекционированию вина подразумевает собирание всех винтажей одной марки и одного хозяйства последовательно. Начать можно с любого года. Однако ключевое значение имеет последовательный подход к собиранию.
Например, французский ценитель Мишель-Жак Шассей известен как обладатель самой большой вертикальной коллекции вина Petrus. У него есть все винтажи, начиная с первой половины XX века. Он также заключил договор с производителем и покупает вино сразу после выпуска.
Самый простой способ собрать вертикальную коллекцию вина – это купить две или несколько бутылок разных годов выпуска, идущих последовательно. Например, винтажи 2000, 2001 и 2002 года. Или любых других. Однако нужно собирать последовательно, если вы пропустите какой-то винтаж, ценность коллекции резко упадёт.
Какие коллекции дороже – горизонтальные или вертикальные?
Стоимость коллекции зависит скорее от содержания, нежели от типа. Потому что даже если вы соберёте все винтажи какого-нибудь VdT (столовое вино), они совместно всё равно будут стоить дешевле одной-единственной бутылки с какого-нибудь шато класса премьер гран крю, особенно великого урожая.
Тем не менее, на рынке коллекционного алкоголя прослеживается одна важная тенденция:
- «Горизонтальные» коллекции интересны для ценителей, которые собирают напитки из любви к ним, а не для последующей перепродажи. Потому что тогда добавить две-три бутылки в основное собрание, а остальные – просто употребить по достижение зрелости;
- «Вертикальные» коллекции интересны для начинающих собирателей. Ведь одной покупкой они могут собрать основу своей собственной коллекции. К сожалению, начинающие собиратели редко обладают достаточными средствами, чтобы спокойно приобрести дорогостоящую линейку;
- «Вертикальные» коллекции шато класса премьер гран крю или приравнённых к ним (вроде того же Petrus) стоят дороже, чем бутылки по одной, потому что они значительно сложнее в собирании.
Разумеется, есть и исключения. Например, существуют горизонтальные коллекции специальных изданий алкогольных напитков. В отношении вина такая тенденция практически не прослеживается. Однако, например, полное собрание виски Ichiro 52 Cards Collection на аукционе в Гонконге в 2020 году было продано за 1,5 млн долларов – при том, что цена одной бутылки на момент релиза составляла порядка 100 долларов.
Поэтому правильно определить стоимость алкогольной коллекции, горизонтальной или вертикальной, могут только профессионалы. Вы можете обратиться в нашу компанию! Мы не только оценим алкоголь, но и выкупим у вас всю коллекцию по выгодной, высокой цене. Просто напишите нам по WhatsApp.