В 2021 голу на рынке элитного алкоголя произошла маленькая и на первый взгляд незаметная революция, которая, тем не менее, имеет крайне важные последствия для всей индустрии. На апрельском аукционе Sotheby’s, который прошёл в Гонконге, была выставлена коллекция маотая.

Маотай – это китайская водка, которая изготавливается из сорго одним-единственным, но зато огромным производителем. Ранее она выпускалась исключительно для внутреннего рынка. Маотай, конечно, возили на различные международные дегустации и мероприятия, но особой популярности он не приобрёл.

Тем не менее, именно в 2021 году маотай – китайская водка, выпускающаяся для массового потребления и отличающаяся сравнительно простым производственным процессом – «ворвался» на рынок элитного алкоголя. Разберёмся, что это за напиток – и к чему в принципе способна привести такая «революция».

Маотай - это разновидность китайской водки

Маотай – это китайский крепкий алкогольный напиток, который производится из сорго. Своё название он получил в честь города Маотай, где был изобретён рецепт и открыт первый дистилляционный завод.

Вообще маотай известен примерно с XVIII века. Первое упоминание этого напитка датируется 1704 годом. Скорее всего, водку из сорго производили и пили ещё до данной даты, однако каких-либо значительных исторических артефактов, которые бы подтверждали эту догадку, нет. В целом в первые два столетия своего существования маотай не был известен за пределами северного Китая, оставаясь сравнительно «локальным» алкоголем.

В 1915 году маотай впервые показали иностранным потребителям. Демонстрация не обошлась без казусов. Во время презентации напитка на международной выставке несколько бутылок водки из сорго оказались разбиты. Это только пошло на пользу – запах маотая настолько очаровал посетителей, что они немедленно поставили ему высшую оценку.

В дальнейшем из-за политических перемен в Китае маотай резко перестал экспортироваться. Так, в 1960 году его признали национальным алкогольным напитком. Маотай начали подавать на правительственных встречах, угощать им делегатов из других стран и государств.

Ещё через половину столетия маотай всё-таки решили экспортировать за пределы Китая. Вот только производство напитка было ограниченным. Тогда компания Kweichow, которая и выпускает эту водку, решила открыть ещё несколько заводов по территории всего государства. Но, как водится, что-то пошло не так. Напитки, выпускаемые на этих заводах, оказались не похожими на традиционный маотай, вследствие чего их начали квалифицировать как «маотайные ликёры».

Как производится маотай

Единственным сырьём для маотая является сорго – злаковое растение, которое используется в хлебопечении и животноводстве. А ещё из него раньше делали веники. В производстве маотая зёрна сорго измельчаются, заливаются водой и ферментируются.

Ферментация – ключевое отличие маотая от многих других алкогольных напитков. Именно она придаёт «водке» характерный, очень сложный и многогранный аромат. В запахе маотая ощущаются ноты фруктов, цветов, пряностей, сухих трав, сладостей – и всё это на базе из характерной для ферментированных продуктов кислоты.

Маотай очень сложен в производстве – отчасти из-за того, что китайцы очень сильно «зациклены» на соблюдении традиций.

Техпроцесс включает множество этапов – вот только несколько ключевых:

  1. В июне («пятого числа пятого месяца» по лунному календарю) производитель готовит закваску – основу из грибков и микроорганизмов, которые будут обеспечивать ферментацию сырья;
  2. В октябре («девятого числа девятого месяца» по лунному календарю) производитель смешивает закваску и сорго. Начинается процесс ферментации, который занимает до нескольких недель.
  3. Затем основа 9 раз дистиллируется, 8 раз ферментируется, 7 раз перегоняется.
  4. Наконец, готовый напиток отправляют вызревать в течение 5 лет.
  5. Только после 5-летней выдержки маотай разливают по бутылкам и отправляют на продажу.

Столь сложный процесс производства делает маотай достаточно дорогим напитком. В России его можно приобрести по цене примерно 20–30 тысяч рублей за стандартную 500-миллилитровую бутылку.

Разновидности маотай

В первую очередь стоит разделять классический маотай, который производится компанией Kweichow, и другие байцзю – крепкие китайские алкогольные напитки на основе маотая.

По сути, это как сравнивать «виски» и «скотч». Виски – общее название. Его делают в Шотландии, Ирландии, Великобритании, а также в нескольких европейских государствах. Скотч – это исключительно шотландский виски.

Байцзю – это общее название. Маотай – это байцзю из сорго, который производится компанией Kweichow в регионе Маотай по строго определённой технологии.

Существует четыре вида маотай:

  • Классический. Наиболее обычный вариант, традиционная водка из сорго с крепостью 50–55% объёмных долей алкоголя;
  • Миллезимный. Выпускается ограниченными партиями. Это маотай, изготовленный из сорго строго определённого урожая. Год обычно указывается на упаковке. Но стоит понимать, что речь идёт о Китае. Поэтому вместо конкретной даты можно встретить просто «Маотай, выпущенный в год Быка».
  • Ароматный. Маотай, изготовленный по специальной технологии. Запах немного отличается от классического – более фруктовый или травянистый.
  • Подарочный, выдержанный и коллекционный. Особые разновидности маотая, которые отличаются в первую очередь упаковкой. Кроме того, выдержанный маотай – это напиток, который провёл в бочке более 5 лет.

Классический и ароматный – наиболее дешёвые разновидности. А бутылка выдержанного или коллекционного маотая по цене может доходить до 3–5 тысяч долларов.

Как маотай завоевал титул считаться элитным алкоголем

Рынок элитного алкоголя довольно-таки консервативен и практически не пополняется новыми напитками. Более того, коллекционеры – ещё и «патриоты». Американские ценители предпочитают напитки из США, европейские – из Франции и Великобритании. Маотаю долгое время не было места на рынке элитного алкоголя.

Но в 2020–2021 году ситуация изменилась – и да, по вполне понятной причине, из-за пандемии коронавируса. Пока западные страны боролись с экономическим кризисом, локдаунами и распространением вируса, азиатские быстро закрылись на карантин, легко пережили ситуацию, открылись и начали активно работать.

Поэтому на рынок элитного алкоголя «ворвались» коллекционеры из Китая, Тайваня, Вьетнама, Японии и других азиатских государств. Они принесли не только деньги, но и свой «патриотизм». Как выяснилось, китайские коллекционеры охотнее покупают китайский маотай, нежели шотландский виски.

Апрельский аукцион Sotheby’s, посвящённый маотаю, был рискованным мероприятием. Однако все лоты были распроданы дороже эстимейта! Разумеется, абсолютное большинство покупателей – это коллекционеры из Китая. Однако сам факт того, что маотай ворвался на рынок элитного алкоголя, уже говорит о грядущих переменах.

А если у вас есть элитный алкоголь (обязательно маотай), такой как: великое вино, коллекционный виски, коньяк или какой-нибудь другой крепкий напиток – вы можете его выгодно продать нашей компании. Без аукциона, но также по высокой цене. Просто напишите нам – и мы купим коллекционный алкоголь.