Далеко не каждая бутылка спиртного напитка, даже дорогого, достойна того, чтобы отправиться в коллекцию. Хотя, конечно, собирать можно что угодно. Если вы хотите обзавестись полной коллекцией российского кагора – никто запрещать не будет.
Однако именно к коллекционному алкоголю – тому, за которым собиратели готовы лететь через половину мира и отдавать десятки тысяч евро на аукционах Sotheby’s – предъявляются более строгие требования. Ключевыми особенностями таких напитков являются:
- Возраст и редкость.
- Лимитированный тираж выпуска и уникальность.
- Уникальный год урожая, вкус и так далее.
И этим параметрам не всегда соответствуют исключительно дорогостоящие напитки. Например, в конце 2020 года компания Budweiser выпустила пиво Bud (то самое, которое продаётся в каждом магазине и считается довольно посредственным) в лимитированной серии, посвящённой рекорду футболиста Месси по забитым голам.
В этом тираже – 644 уникальных бутылки с нумерованными этикетками. Пиво никогда не выйдет в продажу. Каждый экземпляр был отправлен голкиперам, пропустившим удары Месси. Например, Джиджи Буффон получил бутылки с номерами 514 и 515 – он пропустил 514-й и 515-й голы футболиста в матче «Барселона» – «Ювентус» в сентябре 2017 года. И это пиво имеет очень высокую коллекционную ценность именно вследствие своей редкости и недоступности для «простых смертных».
Рассмотрим составляющие коллекционной ценности алкоголя…
Возраст и редкость алкоголя
В принципе, алкоголь схож с антиквариатом – чем он старше, тем выше ценится среди коллекционеров. Это справедливо для всех напитков – вино, ликёры, виски, бурбон, ром или даже водка в некоторых изданиях.
Однако есть важная деталь. Алкоголю недостаточно быть просто старым, чтобы стоить дорого. Ему также требуется быть редким. Найденная в гараже бутылка «Столичной», выпущенная в 1962 году, особой коллекционной ценности не представляет – эта водка изготавливалась в невероятных объёмах, десятки миллионов бутылок ежегодно, поэтому по всей стране можно найти тысячи таких экземпляров.
А вот марочные винтажные вина уже представляют определённую редкость. Их ограниченный тираж обусловлен самой технологией производства – поскольку производитель должен использовать виноград урожая одного года. И цена на такие напитки постоянно растёт.
Лимитированный тираж выпуска алкоголя и его уникальность
Некоторые напитки выпускаются изначально очень ограниченным тиражом. Например, крымские виноделы «Солнечная долина» изготавливают красное сухое вино «Меганом Селект» в количестве от 500 до 1800 бутылок ежегодно. Порядковый номер указывается на этикетке. Именно поэтому «Меганом Селект» может быть трудно достать в магазинах, а практически сразу после релиза большая часть тиража разлетается среди коллекционеров.
Ограниченность тиража – очень важное коллекционное свойство напитка. Причём чем меньше объём выпуска – тем дороже каждый экземпляр. Шотландская компания Macallan регулярно выпускает виски Macallan in Lalique, тираж которых ограничен несколькими сотнями бутылок. И все они мгновенно раскупаются коллекционерами. О предстоящем релизе компания сообщает в своей новостной ленте, после чего собиратели редкого и эксклюзивного алкоголя слетаются в Шотландию на аукцион.
Но, разумеется, наиболее дорогостоящие напитки – это те, которые были выпущены в единственном экземпляре. Коньяк Louis XIII Le Salmanazar в 9-литровом хрустальном декантере, текила LaCapilla Ley 925 Azteca в бутылке из платины и серебра, виски Izabella’s Islay в усыпанном бриллиантами графине, водка Russo-Baltique в золотой бутылке – всё это настоящие раритеты, широко известные среди коллекционеров и зачастую бесконечно недоступные.
Уникальный год урожая и вкус алкоголя
Но даже массовые напитки могут оказаться невероятно ценными, если они были выпущены в удачный год. В качестве примера можно привести французские вина винтажа 1945 года. В то лето ягоды получились суперконцентрированными, с ярким вкусом и богатым составом. Именно поэтому французское вино 1945 года до сих пор очень высоко ценится среди коллекционеров. Да и пить его тоже можно.
Это правило распространяется не только на вино. Некоторые другие алкогольные напитки тоже меняют свой вкус в зависимости от года происхождения, и, как следствие, имеют более востребованные среди коллекционеров винтажи. В качестве примера можно привести виски. Такие винтажи виски, как GlenGrant с 1948 по 1967 годы, Glenlivet с 1955 по 1974 годы, Speymalt Macallan с 1965 по 1980 годы, и другие, имеют высокую востребованность и среди ценителей, и у собирателей.
Таким образом, коллекционировать можно любой алкоголь. Однако ценность имеют исключительно редкие, старые, лимитированные, уникальные или просто экстраординарно вкусные напитки.