В 1997 году на аукционе Christie’s появился довольно интересный лот – 4,5-литровая бутылка вина «Шато-Мутон Ротшильд» урожая 1945 года. Этот винтаж считается суперконцентрированным и наиболее экстраординарным в современной истории. Вино, которое изначально относилось к «сверхпремиальному» классу, так ещё и удачного винтажа, было продано за почти 115 тысяч долларов.

Однако владелец не торопился насладиться уникальным вкусом этого винтажного напитка. В 2002 году та же бутылка «Шато-Мутон Ротшильд» вновь оказалась на аукционе. Только на сей раз она «ушла с молотка» за более чем 200 тысяч долларов. Вино всего за 5 лет подорожало практически в два раза – и никакие другие активы такого роста стоимости не демонстрируют.

В 2011 году в Гонконге прошёл аукцион Sotheby’s, на котором со своей винной коллекцией попрощался композитор, автор мюзиклов «Иисус Христос – суперзвезда», «Призрак оперы» и «Кошки» сэр Эндрю Ллойд Уэббер. Было выставлено около 700 лотов. Общая выручка составила свыше 5 миллионов долларов.
Алкоголь – это «новое золото». И коллекционирование напитков вполне может быть весьма выгодной инвестицией.

Как растут цены на коллекционный элитный алкоголь

В первую очередь стоит понимать, что в коллекцию могут попасть только марочные и винтажные напитки, желательно также от известных хозяйств или виноделов, вроде тех же хозяйств семейства Ротшильдов. Такие же напитки и продаются на аукционе. Несведущий человек может собрать самую большую коллекцию постсоветского кагора в мире, но, к сожалению, никому, кроме обладателя, она не будет интересна.

Как показывает практика, цена на алкоголь растёт исключительно в долгосрочной перспективе. Напиток начинает дорожать через 5-10 лет после изготовления, а в некоторых случаях требуется ещё более продолжительная выдержка. На 2020 год наиболее дорогие экземпляры из числа массово произведённых – это винтажи 1990-х и начала 2000-х годов.

Но также цена на алкоголь растёт в соответствии с редкостью напитка. Это, в принципе, стандартное правило для коллекционных предметов. Чем реже встречается экземпляр – тем выше его стоимость на соответствующих рынках. Это справедливо для монет, марок, антиквариата, произведений искусства и так далее.

Конечно, многие действительно старые винтажи сами по себе редки. Алкоголь всё-таки может быть выпит, и некоторые коллекционеры-олигархи вполне могут себе позволить откупорить бутылку всё того же «Шато-Мутон Ротшильд» прямо на самом аукционе – это реальный случай, произошедший на торгах в Гонконге. Поэтому винтажные и марочные напитки, выпущенные в 1980-х и раньше – это редчайшие, раритетные экземпляры с высокой ценностью.

Также стоит понимать, что некоторые напитки изначально выпускаются в ограниченном количестве и потому имеют коллекционную ценность сразу «с прилавка». Например, виски Macallan in Lalique, которое релизится раз в несколько лет тиражом в 300-800 экземпляров. Но цена на него также растёт в долгосрочной перспективе.

Насколько выгодно коллекционировать алкоголь

Анализировать рост цен на алкоголь может быть довольно сложно, поскольку «Шато-Мутон Ротшильд» 1975 года за пять лет подорожает в два раза, «Чёрный доктор Солнечной Долины» того же винтажа за этот же период – только на 15-20%, а виски Macallan in Lalique – на 50-70%. Поэтому возьмём усреднённый показатель. Это 60% рост за 5 лет.

Теперь сравним с ценами на другие возможные активы:

  • Золото в 2015 году стоило 37 долларов за грамм, в 2020 – 47 долларов за грамм. Рост – 27%.
  • Доллар США в 2015 году стоил около 60 рублей, в 2020 – около 75 рублей. Рост – 25%.
  • Акции «Газпрома» в 2015 году стоили около 135 рублей, в конце 2020 года – около 205 рублей. Рост – 51%.
  • Биткоин в 2015 году торговался за 32 тысячи рублей, в конце 2020 года – 1,75 млн рублей. Рост – 5368%.

Таким образом, цена на алкоголь растёт быстрее, чем на традиционные активы. Однако всего есть одно неприятное «но».

Риски, связанные с коллекционированием алкоголя

У коллекционного алкоголя нет фиксированной цены и стабильного роста. Это – аукционный товар, и его стоимость зависит от востребованности среди собирателей. Главными рисками являются:

  • Невозможность быстро продать актив. Если вы захотите избавиться от валюты, золота, биткоина или акций, вы открываете биржу и продаёте. А вот даты проведения аукциона нужно ждать, кроме того, потребуется подготовить алкоголь к торгам – хотя бы зарегистрировать его;
  • Непредсказуемость цен. Вы не всегда можете продать алкоголь за те деньги, которые хотели бы получить. При торгах на аукционе всегда есть риск не найти покупателя или получить предложение, которое, мягко говоря, не соответствует ожиданиям. Двойное увеличение стоимости за 5-10 лет свойственно по-настоящему экстраординарному алкоголю. Каких-либо бирж и прочего не существует;
  • Возможность пресыщения рынка. Да, здесь также есть негоцианты, которые покупают алкоголь непосредственно у производителя, по предварительно заключённому контракту, а потом через 5-10 лет делают «дроп». Рынок коллекционного алкоголя мгновенно пресыщается, и цена на него падает.

Поэтому помните о главном правиле инвестирования – диверсификация активов. Не стоит вкладывать все средства в коллекцию алкоголя. Это – нестабильный актив с динамически меняющейся стоимостью и высокой сложностью в продаже. И если вам вдруг резко потребуются средства – получить их из своей коллекции алкоголя не получится. Рассматривайте это скорее как увлечение, а не бизнес.