Одна бутылка Promontory, вина от американского хозяйства Harlan Estate, может стоить 1000 долларов. Но даже если вы отложите эти деньги, купить её «просто так» не получится. Нужно сначала предварительно зарегистрироваться и отстоять огромную очередь из коллекционеров, негоциантов и просто ценителей.

Однако вы можете приехать в магазин Oakville Wine Merchant, который расположен в городе Оаквилль, Калифорния, и продегустировать это редкое вино. Одна унция (это примерно 30 мл) обойдётся вам в 47 долларов. Впрочем, в Oakville Wine Merchant есть целая стена с винами, получившими 100 баллов от критиков – и вы можете попробовать каждое из них. Немного Screaming Eagle, одного из самых редких и дорогих Каберне Совиньон из долины Напа, обойдётся вам в 65 долларов. А какое-нибудь малоизвестное вино, не бывавшее на аукционах – в 3 доллара за порцию.

Oakville Wine Merchant – это один из первых магазинов, внедривших дегустационный подход «плата-за-вкус». И он вполне может изменить в целом индустрию покупки элитного алкоголя.

Кондитерская для взрослых

Основатель и менеджер дегустационного зала Oakville Wine Merchant называет свой магазин «кондитерской для взрослых». Только здесь покупатели могут попробовать раритетные и редчайшие американские вина, не закладывая при этом дом. Даже 65 долларов за 30 миллилитров – адекватная цена, особенно если учесть, что вы дегустируете один из самых дорогих напитков в истории.

В Oakville Wine Merchant практически нет сотрудников. Дегустация производится автоматически. Покупатель с бокалом подходит к вендинговой машине, указывает, сколько напитка он хотел бы попробовать (разумеется, сверяясь с бюджетом), проводит картой – и получает роскошное вино. Даже если у вас нет и 50 долларов – вы всё равно сможете продегустировать алкоголь, который бывает только на столах миллионеров.

«Идея заключалась в том, чтобы открыть доступ к дегустационным винам и залам, в которые трудно попасть» – рассказывает Жан-Шарль Буассе, основатель Oakville Wine Merchant. «Вместо того, чтобы платить 600 долларов за бутылку, вы можете просто продегустировать напиток за 60 долларов». Он также установил автоматические диспенсеры в других своих магазинах и гостиницах.

Как механика «плата за вкус» делает дегустации более доступными

Дегустации элитного алкоголя – это всегда дорого. Например, чтобы попробовать вина из списка 100-балльных в долине Напа, стоит приготовить не менее 1000 долларов с человека. Однако культура потребления алкоголя сейчас такова, что даже эти очень дорогие дегустации разлетаются «как горячие пирожки», калифорнийские виноделы рассказывают, что у них график заполнен вплоть до 2022 года.

Люди заинтересованы в том, чтобы попробовать действительно качественное, вкусное и элитное вино. Однако ценник в 1000 долларов за бутылку их останавливает. В конце концов, а что будет, если вино не понравится? Это же «выброшенная на ветер» 1000 долларов! Дегустация по цене в 60 единиц американской валюты за бокал – это более простой, выгодный и приятный способ попробовать редкое и роскошное вино.

Но доступность проявляется не только в финансовом аспекте.

О сложности выбора

Маркетинговые исследования показывают, что люди любят пить вино, но при этом испытывают сложности и дискомфорт при выборе напитка. В конце концов, это ощущается даже при покупке бутылки в супермаркете. Приходится стоять перед огромной стеной из вин, выбирая подходящее.

Поэтому максимальный уровень дискомфорта достигается тогда, когда речь заходит о покупке дорогого вина. Человеку приходится принимать решения, которые будут стоить ему 500–1000 долларов. А если вино окажется неудачным? Или просто вкус не понравится? Может, стоит попробовать не Opus One, а классическое Screaming Eagle?

Автоматические диспенсеры с ограниченным ассортиментом элитных вин позволяют избавиться от этого чувства неловкости. Во-первых, выбирать приходится из 3–4 напитков, каждый из которых уже получил 100 баллов от критиков (из 100 возможных). Во-вторых, никто не запрещает попробовать все эти вина, а уже потом определить, какое нравится больше всего.

Дегустации без лекций

Классические дегустации не так удобны, как хотелось бы. Зачастую людям, которые просто хотят попробовать хорошее, элитное или великое вино, приходится вступать в непонятный винный клуб, совершать долгие перелёты или слушать высокомерные лекции о длинной, сложной и невероятно запутанной истории бренда. Это, конечно, подчёркивает премиальность алкоголя, но совершенно не вписывается в современный мир с его бешеным ритмом жизни.

Люди хотят просто попробовать великое вино. Они не хотят слушать двухчасовую историю о том, как барон Ротшильд решил попробовать выращивать Каберне Совиньон в долине Напа – и что у него получилось. Они не хотят лететь ради бокала Ghost Horse Vineyard Spectre через половину мира. Они не хотят тратить 500 долларов за порцию.

Дегустации «плати-за-вкус» – это возможность попробовать действительно великое вино здесь и сейчас, при этом потратив адекватную сумму денег. Именно поэтому вендинговые автоматы с винами существуют не только в долине Напа.

За последние пять лет дегустационные центры «плати-за-вкус» появились более чем в 20 странах мира, включая Европу и Японию. Вендинговые машины с великим вином устанавливают в кафе и ресторанах, косметических салонах и отелях, на загородных базах отдыха и даже в армейских барах.