Для ценителей молодого французского вина третье воскресенье ноября – едва ли не более важный праздник, чем новый год или день рождения. Ведь именно в эту дату отмечается день Божоле-нуво!

В третье воскресенье ноября начинаются продажи Божоле-нуво – молодого вина из винограда сорта Гаме. Производители отмечают этот старт масштабными праздниками, фестивалями и прочими торжественными мероприятиями.

Впрочем, за пределами Франции ко дню Божоле-нуво относятся с куда меньшим пиететом. И дело даже не в ковидных ограничениях, хотя последние два года без них никуда. Просто Божоле-нуво в последние годы как-то выпадает из поля зрения массового потребителя, хотя буквально 15–20 лет назад даже жители глубокой провинции знали об этом вине.

Что случилось с Божоле-нуво – разберёмся в этой статье.

Первый взлёт Божоле-нуво

Хотя кажется, что Божоле-нуво существует примерно столько же, сколько и классические бленды Бордо и Бургундии, на самом деле это вино появилось сравнительно недавно. Первые официальные упоминания датируются XIX веком, а система стандартизации была введена только после Второй мировой войны.

На первом этапе система стандартизации разрешала продавать молодые вина только после 15 декабря. Однако производители были недовольны этим решением. Вина из сорта Гаме созревали и были готовы к употреблению уже в конце ноября, так что не было ни малейшего смысла держать их целый месяц в бутылках. После продолжительных дискуссий дату начала продаж передвинули на третье воскресенье последнего осеннего месяца.

Впервые день Божоле-нуво был отпразднован в 1985 году. А первый масштабный фестиваль молодого вина Sarmentelles был проведён в 1989 году. И этот «праздничный» подход приглянулся мировой аудитории настолько, что уже в 1990-х годах дни Божоле-нуво начали отмечаться по всей планете, от Нью-Йорка до Гонконга.

По словам производителей, к концу 1990-х более 50% производимого в регионе Божоле вина приходилось именно на Божоле-нуво. И это вполне оправдано. Вино легко пьётся, быстро производится, стоит недорого и понравится даже тем, кто предпочитает элитному сухому алкоголю баночные и бутылочные коктейли.

Стиль и особенности Божоле-нуво

Главная особенность Божоле-нуво – это его крайне лёгкий вкус, который прекрасно адаптирован для «молодой аудитории». Проще говоря, если бленды Бордо и Бургундии – это напитки для ценителей, которые могут уловить тончайшие фруктовые и ягодные оттенки структуры, то молодое вино из сорта Гаме понравится даже тем, кто предпочитает блестящие коктейли, фотографии которых собирают тысячи лайков в Instagram.

Во вкусе Божоле-нуво доминируют «синтетические» оттенки: жевательная резинка, леденцы, банан, цветы и сладость. В нём отсутствуют вяжущие танины и горечь. В большинстве случаев Божоле-нуво содержит менее 13% объёмных долей этилового спирта, поэтому его можно пить бутылками, практически не пьянея. Это лёгкое, свежее и ароматное вино, которое может оттолкнуть снобов-ценителей, но привлечь «молодую аудиторию».

Падение Божоле-нуво

Тем не менее, Божоле-нуво подверглось крайне неприятному явлению, называемому «эффект новизны». Это вино привлекало внимание аудитории, пока было чем-то оригинальным, недавно появившемся на рынке, ломающим традиционные устои. Уже к концу 2000-х годов к Божоле-нуво привыкли.

Если в начале 1990-х годов в Божоле разливалось примерно 375 миллионов бутылок Божоле-нуво в год, то в конце 2010-х объём производства сократился до 125 миллионов бутылок ежегодно. При этом виноградарям пришлось адаптироваться к этим изменениям. Так, например, многие компании сократили площади посадок сорта Гаме в разы.

Как говорят производители, Божоле-нуво – это эфемерное вино. Оно привлекает внимание аудитории в конце ноября и в течение декабря. Затем людям становится неинтересно Божоле-нуво, и они переключаются на другие сорта и марки напитка, возвращаясь к классическим Бордо и Бургундии.

Вторая проблема, связанная с Божоле-нуво – это отсутствие привязки к производителю. В конце ноября люди готовы скупать практически всё французское молодое вино, не обращая внимания на этикетку. Поэтому у производителей нет желания контролировать качество напитка – они понимают, что готовый алкоголь купят в любом случае, а в следующем году перейдут к продукции другого хозяйства.

Однако значит ли это, что уже в ближайшее время мы забудем о Божоле-нуво?

Второй взлёт Божоле-нуво

Божоле-нуво стало популярным сравнительно недавно, и поэтому ему предстоит ещё долгий путь. Однако уже сейчас отмечаются некоторые подвижки во внедрении системы классификации молодых вин из винограда сорта Гаме.

Выделяют как минимум три «новых» разновидности Божоле-нуво:

  • Chiroubles – терруар, расположенный на высоте от 250 до 450 метров над уровнем моря. Виноградники здесь разбиты на крутых склонах, уклон которых зачастую достигает 30 градусов. Терруар отличается достаточно прохладным климатом, который создаёт рубиново-красные вина с цветочными ароматами и свежим выразительным вкусом с практически отсутствующими «химическими» оттенками.
  • Fleurie – апелласьон, создающий самые элегантные вина Божоле-нуво. Шёлковый и нежный вкус, цветочный аромат с тонами ириса, фиалки, розы, красных фруктов и персиков, изысканное послевкусие. Секрет – в почве из розового гранита и расположении виноградников на высоте 340 метров.
  • Moulin-a-vent предлагает изысканные вина со сложной структурой. В них достаточно мало «праздничных» оттенков. В аромате доминирую тона чёрной смородины, лакрицы, увядшей розы и спелых фруктов, а в сложном вкусе практически отсутствуют оттенки банана и леденцов.

Именно эти три апелласьона в будущем могут изменить представление о Божоле-нуво, превратив его из массового и дешёвого вина в элегантный и сложный элитный алкоголь, достойный правильной подачи.